Классовая ненависть до гробовой доски

Председатель первичной профсоюзной организации РПРиУ—СПР работников ГБУ Москвы «Автомобильные дороги» Алексей Лушечкин 28 августа 2019 года объявил голодовку протеста. Кроме этого он провёл серию одиночных пикетов у приёмной президента РФ и мэрии Москвы.

О ПРИЧИНАХ, ВЫНУДИВШИХ его пойти на подобную акцию протеста, Алексей Лушечкин рассказывает автору материала:

«Мы создавали профсоюз для того, чтобы рабочие на предприятии получили защиту. На сегодняшний день в Российской Федерации никто, ни одна официальная инстанция, не защищает права рабочих. Трудовая инспекция пишет отписки. Прокуратура скидывает жалобы тем, на кого мы жалуемся. Следственный комитет РФ тянет резину. А мы хотим быть защищёнными людьми в государстве». От чего потребовалась защита водителям, работающим на нужды города? Тут всё, как обычно: от наглости, алчности и барского отношения недобросовестного работодателя к наёмным работникам.

«Нам ставили, как палочки, наши трудовые дни, а работать при этом мы могли по 15—18 часов. Нас могли выгонять из смены в смену и в день, и в ночь. Я сам находился по пять суток за рулём и ночевал в этом «Камазе», и ел, и спал, и в туалет в нём ходил».

К словам Алексея Лушечкина добавим, что поскольку сверхурочные не учитывали, то их, естественно, и не оплачивали. Зарплата была около 40 тысяч в месяц. Да и то только тогда, когда работодатель был «настроен». Если не настроен — могли заплатить и меньше. Система начисления позволяла. Насколько известно водителям, денег на оплату дорожных и строительных работ Москвой выделяется достаточно. Куда они идут? Почему не нанимают нужное число людей? Почему те, кого нанимают, вынуждены работать на износ, причём без надлежащего вознаграждения? Вопрос интересный. Как, впрочем, и возможный ответ на него.

К примеру, в средствах массовой информации со ссылками на разные источники публиковались сообщения, что заместитель столичного мэра Пётр Бирюков, которому подчинено жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы, будто бы купил в комплексе «Легенды Цветного» (элитный жилой комплекс на Цветном бульваре) жильё площадью полторы тысячи квадратных метров, его стоимость более полутора миллиардов рублей. Впрочем, современные государственные мужи всё чаще стараются быть похожими на бар позапрошлого века. А разве барин мог ограничиться дворцом в центре столицы? У г-на Бирюкова тоже есть загородное поместье, о котором знающие люди говорят, что оно ничуть не хуже городских хором.

Начальство рангом пониже тянется за высокими руководителями. Так, первый заместитель руководителя государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Автомобильные дороги» Т.Н. Воропаева не только имеет нехилую недвижимость, но и, как упорно говорят на предприятии, привлекает к её обслуживанию работников ГБУ, то есть людей, которым город выделяет зарплату малость не за это.

Думается, между низкой оплатой труда и высокими хоромами больших начальников должна обязательно существовать определённая связь. А работники ГБУ «Автомобильные дороги» в этом даже почему-то не сомневаются. Пока они эту связь ещё терпят. Только вот терпение у работников, к сожалению (для начальства!), не железное и иногда лопается (к тому же от нынешней жизни и железное терпение людей наёмного, эксплуатируемого труда может «выйти из строя»).

Оно, пролетарское терпение, и в самом деле дало сбой: недовольство достигло таких масштабов, что была организована первая голодовка протеста. После неё работодатель надавал короб обещаний, которые вскоре стал систематически нарушать. Как следствие 17 августа 2018 года голодовка была возобновлена шестью водителями компании «Грузоперевозки», членами Российского профсоюза работников (учащихся) учреждений образования и культуры, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, коммунального хозяйства, торговли (РПРиУ), входящего в Союз профсоюзов России (РПРиУ — СПР). 20 августа к ним присоединились ещё четыре работника из комплекса по перемещению транспортных средств (СПТС). В своём заявлении они объяснили, что протестуют против:

— ненадлежащего учёта и (или) умышленного сокрытия отработанного рабочего времени, отсутствия его фиксации и, соответственно, оплаты огромного количества часов переработки; например, при устранении такого стихийного бедствия, как снегопад, за месяц выходило превышение месячной нормы выработки часов в 2,5 раза;

— фактического принуждения к сверхурочной работе круглыми сутками, причём без письменного приказа руководства, без организации приёма пищи и отдыха;

— отсутствия условий для отдыха (при необходимой норме площади для проживания в краткосрочный период времени шесть квадратных метров на человека приходится всего около двух квадратных метров), отсутствия вентиляции в здании из металла, недостатка горячей воды, полного отсутствия организации питания, несоответствия температурного режима для проживания, отсутствия пожарной сигнализации;

— организационных трудностей прибытия и убытия на работу водителей;

— самоуправства и превышения должностных полномочий руководством ГБУ, применения мер дисциплинарного характера без всяких оснований, только в ответ на наше указание о недопустимости рабской эксплуатации трудящихся и т.д.

После второй голодовки работодатель просто уволил протестовавших.

Далее последовал год затяжных судебных разбирательств. Рабочим при поддержке Совета общероссийского профсоюза РПРиУ удалось добиться восстановления на работе и оплаты вынужденного прогула. Кроме этого, в ноябре 2018-го в Совет РПРиУ поступила информация от руководства департамента ЖКХ Москвы о том, что по итогам проверки требований участников голодовки комиссия установила: они справедливы и большая их часть должна быть неотложно удовлетворена. Действительно, ситуация с учётом времени и оплатой сверхурочных несколько улучшилась.

Естественно, работодатель воспринял необходимость уступок, а также восстановление судом уволенных им работников как личное оскорбление. Им была пущена в действие новая стратегия избавления от активных защитников трудовых прав.

Все работники из третьей автоколонны, в которой начал работать независимый профсоюз, «добровольно», то есть под угрозой увольнения, согласились перевестись в четвёртую автоколонну. Третья же осталась исключительно как место для избавления от неугодных работников. За счёт московского бюджета (ведь городской мэрии нужно, чтобы водителями работали только послушные люди, не так ли?) были дополнительно назначены начальник автоколонны и его заместитель, механик, диспетчер, выделено новое обширное место и четыре «Камаза». Но при этом был создан абсолютно неподходящий для иногородних работников график: не 15 часов через 15, а… два через два. Кроме того, работникам было запрещено ночевать на территории предприятия.

В общем, было сделано всё, чтобы люди быстрее уволились сами. Ну и наконец в результате применения работодателем хитрой системы расчёта зарплаты и вычета налогов администрация сумела сделать так, что в день водители третьей автоколонны будут получать по 200 (всего-навсего по двести!) рублей.

Всё это и стало причиной новой акции протеста, с которой мы начали эту корреспонденцию.

Голодовка Алексея Лушечкина проходила до 6 сентября 2019 года. Далее акция была приостановлена в связи с тем, что «согласно поступающей в Совет РПРиУ информации, после выборов в Московскую городскую думу, состоявшихся 8 сентября, должны произойти существенные изменения в руководстве как непосредственного работодателя — ГБУ «Автомобильные дороги», так и его собственника — правительства Москвы». Совет профсоюза решил: «Считать целесообразным приостановить проводимую А.Е. Лушечкиным протестную акцию в форме голодовки с тем, чтобы дать время ожидаемому новому руководству ГБУ «Автомобильные дороги» и отвечающим за его деятельность руководителям в правительстве Москвы для исправления ситуации. Рекомендовать МК первичной организации РПРиУ работников ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги» рассмотреть вопрос о продолжении и форме протестных действий в начале октября с.г.».

По завершении голодовки была проведена акция протеста перед офисом ГБУ «Автомобильные дороги». На ступеньки офиса был положен портрет Воропаевой, проклеенный чёрной лентой. Поверх портрета Алексей Лушечкин бросил 200 рублей с мелочью, прокомментировав: «Вот 200 рублей, моя зарплата за день! Решил пожертвовать на её будущие похороны. А то, может, когда она помрёт, у меня денег совсем не будет».

Комментарии Воропаевой остались общественности неизвестны.

Что будет дальше? Очень хотелось бы верить, что в начале октября акцию протеста возобновлять не придётся. Но есть сильные опасения, что без мощного протеста рабочего класса в нынешней России не обойтись.

Александр Зимбовский

Предыдущая запись
Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписаться по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях.