Мнение о событиях в соседней Каракалпакии

На фоне последних событий происшедших в столице Каракалпакстана – Нукусе, у товарищей, возник естественный интерес к предыстории вопроса.

Напомним, что в результате протестных действий, в столице Каракалпакстана, было убито  как минимум 18 человек. И 243 было ранено. Верить ли таким цифрам, чтобы оценить масштаб происшедшего?
Как это принято в заведомо тоталитарных государствах, к которым Республика Узбекистан относится по определению, оперирование цифрами в «нужном» властям формате, производится здесь на регулярной основе.

Как отмечает журналист и правозащитник Тошбулат Елдашев:

«Зависимые от власти СМИ утратили свое главное предназначение – объективно информировать общественность о происходящих в стране процессах и на их основе заниматься рациональным убеждением людей. Похоже, такая задача перед ними не ставится. Они воздерживаются давать объективную оценку текущим событиям, идти в ногу с преобладающим мнением граждан. Факты и события интерпретируются им только с позиций защиты интересов правящего режима.

Официальные газеты и журналы скучно читать. Потому они потеряли многих потребителей своей продукции. Их тираж мизерный, и то поддерживается благодаря принудительной подписке в государственных организациях и учреждениях, среди должностных лиц. Информационная политика власти не пользуется доверием у большинства населения, увеличивает пропасть между ними» [ ] .

Если взять за основу «пропагандистский коэффициент», успешно обкатанный властями предержащими со времен Римской республики, цифру жертв можно смело увеличивать в 3-4 раза.

Что же сподвигло граждан на такие жертвы? Чтобы понять суть вопроса, необходим краткий экскурс в историю.

«Каракалпаки – основное коренное население Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Каракалпаки занимают южное побережье Аральского моря и дельту Амударьи. В состав каракалпакского народа входят различные этнические группы, поэтому культура этого народа многолика и перекликается с культурами других Центрально-азиатских народов.

Огромное влияние на культуру каракалпаков оказали тюркские племена, которые на протяжении долгого времени кочевали по территориям Центральной Азии. В родоплеменном делении каракалпаков прослеживаются связи с печенегами, огузами, кипчаками, а также киргизскими, золотоордынскими, казахскими, туркменскими и узбекскими племенными союзами [ ].

Ключевой позицией в этом отрывке из Википедии, является тесная связь каракалпаков с преимущественно тюркскими по своему этническому наполнению народами Центральной Азии, и с казахами – в частности.

Почему именно с казахами?

Все дело в благом начинании, известном нам под «национальным размежеванием». Процессом, достаточно длительным и сложным, в детали которого мы вдаваться не будем. Для сути вопроса важны три ключевых момента. А именно [ ]:

  1. На Первом съезде Советов Хорезмской Народной Советской Республики в 1920 года было создано совместное казахско-каракалпакское отделение. После начала политики национального размежевания Хорезмская НСР была ликвидирована, а ее территория перешла в состав Каракалпакской области, Узбекской и Туркменской ССР.
    Каракалпакская область, ожидаемо, спровоцировала национальные требования. Среднеазиатское бюро ответило на требования каракалпаков, учредив специальную комиссию. Результатом работы этой комиссии стало постановление Политбюро от 25 сентября 1924 года об образовании Каракалпакской автономии в составе Киргизской (Казахской) АССР. В ее состав были переданы Ходжейлинский и Кунградский районы бывшей Хорезмской республики.
  2. Кара-Калпакия как АССР некоторое время находилась непосредственно в составе РСФСР 1932-1936 гг.
  3. 5 декабря 1936 года автономная республика (Кара-Калпакская АССР) была передана в Узбекскую ССР.

История вхождения Каракалпакской автономии в состав Узбекистана остается спорным и дискуссионным вопросом. Достаточно упомянуть, что историки насчитывают с десяток причин такой неожиданной «благотворительности».

Факт остается фактом. Трудящиеся Каракалпакстана, являются гражданами Республики Узбекистан. Довольны ли они этим?

Специалисты из Каракалпакского филиала Международного фонда спасения Арала говорят, что только за последние семь лет из Каракалпакстана в Казахстан эмигрировало почти 250 тысяч человек, а это практически шестая часть полуторамиллионного населения Каракалпакстана.

Что же тянет людей к соседям? Может быть, тюркская идентичность? Не секрет, что каракалпаки, являются очень близкими этнически и антропологически современным казахам. Если давать краткую историческую справку, то этнос, несомненно (доказано крупнейшими исследователями вопроса, в частности С.А. Плетневой и др.), является потомками печенежских племен, известными в летописях как «черные клобуки».

Еще до монгольского нашествия, органично вошли в состав кипчаков (половцев), от которых и переняли свой язык, практически идентичный современному казахскому, входящему в общую кипчакскую группу языков.

Скорее, людей привлекают не «корни», и не близкое родство, а возможность заработать себе на хлеб в Казахстане.

Нынешний Каракалпакстан глубоко депрессивный регион Узбекистана. Хотя еще в советское время была проведена разведка полезных ископаемых, но региону от их использования мало что перепадает. В обращении ко Всемирному банку каракалпакские авторы писали, что прогнозные запасы углеводородов в районе Аральского бассейна оцениваются в 300 млн т нефти и 480 млрд куб. м газа. По их мнению, регион мог бы существовать за счет их добычи примерно, так как существует «иракский Курдистан» [ ].

Не удивительно, что среди каракалпакской элиты есть сторонники выхода из состава Узбекистана и независимости Каракалпакстана. Отметим, что есть сторонники вхождения в Казахстан, так как экономические связи с ним достаточно прочные и разнообразные.

Если процитировать местных журналистов. То причины порвать с Родиной вполне банальны:

«34-летний Ертай Жуманов — житель одного из многочисленных казахских поселков Тахтакупырского района Каракалпакстана — вот уже несколько дней живет в доме, с которого снята крыша, и готовится к переезду в Казахстан. Жуманов собирается пустить на стройматериалы весь свой дом и хозяйственные пристройки. Это – единственный способ вернуть вложенные в дом деньги. Желающих купить целый дом в Каракалпакстане нет.

По словам Жуманова, причина его переезда в Казахстан — «ужасающая нищета и отсутствие перспектив найти работу, невозможность содержать жену и троих детей, помогать родителям и близким, оставаясь в Каракалпакстане».

Уверенность в том, что в Казахстане лучше, в Ертая вселяет опыт его односельчан. По словам жителей этого небольшого поселка, заселенного преимущественно казахами, здесь нет семьи, из которой кто-нибудь не уехал бы на заработки в Казахстан» [ ].

Классика. Низы, простые граждане Каракалпакстана, просто не в силах жить по старому, и формируют свое мнение вполне определенно. А что же «верхи». Не могут, и не хотят. Остались лишь силовые методы решения проблем.

Действуют топорно, по отработанному в республиках Центральной Азии сценарию. Просто меняют Конституцию в угоду текущему, выгодному элите моменту. Где-то, как например, в Казахстане, создается видимость вовлеченности граждан  в процесс законотворчества, под вывеской референдумов, а в Узбекистане, решили вопрос просто и радикально:

Изменить все президентским указом. Однако, натолкнувшись на активное сопротивление населения, власти решили, что проще не будить лихо и заявили что:

«Суверенный» статус Каракалпакстана, который предлагается исключить в новой редакции Основного закона Узбекистана, в рамках объявленной властями конституционной реформы, может остаться неизменным.

Революционная ситуация? Несомненно. Важна ли она для социалистов Казахстана? Безусловно. Важен всякий опыт, пусть он и не несет на себе отпечаток прямого противостояния рабочих масс буржуазии. Важно и то, что трудящиеся Центрально-Азиатских республик, все чаще осознают свою значимость и реальную силу в борьбе с полицейским аппаратом. Как доказали условно синхронные выступления, «незыблемость», структурированность государственных институтов основанных на глубоко коррумпированном, государственном регулировании, является мифом.

Протестные движения в регионе, изначально считающимся глубоко консервативным, несомненно, важны в ближайшей и долгосрочной перспективе.

О предполагаемых или реальных связях с каракалпакскими товарищами, автору, к сожалению, не известно. Но полагаю, что общее сотрудничество – дело ближайшего времени.

Товарищ Баадер

Предыдущая запись
Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписаться по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях.