Роспрофжел: защитник или социальный отдел РЖД?

Представляем читателям материал издания vgudok.com в котором отмечается соглашательская роль официального профсоюза «Роспрофжел», который фактически является отделом ОАО «РЖД». Отмечаются многочисленные действия в пользу работодателя, которые явно ухудшают положение работников отрасли и делается вывод, что на самом деле «Роспрофжел» не имеет никакого морального права отмечать 115 лет, так как действительным продолжателем профсоюза «Викжель», созданного во время первых забастовок 1905 года является именно МПЖ.

Редакция

Расследование vgudok.com о деятельности официального профсоюза ЖД-монополии

Наши коллеги из корпоративного издания ОАО «РЖД» опубликовали большое интервью с председателем Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей («Роспрофжел») Николаем Никифоровым. Материал приурочен к 115-летию профсоюза в апреле. Мы не могли пройти мимо, тем более что профсоюзную тему уже изучали предметно. Для начала предлагаем взглянуть на результаты опроса, проведённого в самой массовой группе железнодорожников в одной из соцсетей.

Только 2% принявших участие в голосовании полностью поддерживают Роспрофжел, почти 6% не теряют надежды, 12,5% ставят результативность этой общественной организации в зависимость от лидера первички. Две трети респондентов отказывают союзу в праве на существование. Затруднившихся сделать свой выбор, но желающих узнать итог голосования, 14%. В чём же дело? Давайте обратимся к интервью профсоюзного лидера. В самом начале Николай Алексеевич сообщил читателям железнодорожной ежедневки: «наша главная задача — улучшение социально-экономического положения работников». Звучит красиво. Только Устав Роспрофжел считает иначе.

«2.2. Основные задачи Профсоюза:

2.2.1. защита прав и интересов членов Профсоюза […];

2.2.2. обеспечение защиты права члена Профсоюза на рабочее место […];

2.2.3. обеспечение защиты права члена Профсоюза на справедливую оплату труда […];

2.2.4. контроль за соблюдением работодателями (их представителями) законодательства о труде […], защита членов Профсоюза от незаконных взысканий, увольнений и других противоправных действий;

2.2.5. социальная поддержка членов Профсоюза;

2.2.6. реальное повышение жизненного уровня каждого члена Профсоюза;

2.2.7. обеспечение каждому члену Профсоюза гарантий и компенсаций […];

2.2.8. защита прав и интересов членов Профсоюза при реорганизации, ликвидации, приватизации […]».

Обратили внимание? Председатель Роспрофжел говорит одно, в Уставе — немного другое. «Защита прав и интересов» проходит лейтмотивом задач профсоюза. Она же является единственной целью создания профсоюзов согласно Закону от 12.01.1996 №10-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.2, ч. 1):

«Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».

Как видим, путаница начинается на этапе понимания целей и задач союза его лидерами и, как следствие, рядовыми членами. Возможно, именно поэтому официальный профсоюз никто и не воспринимает, как защитника. Путёвочки, подарочки на Новый год, 23 февраля/8 марта, матпомощь (три тысячи дадут — считай, хорошо) на свадьбы-рождения-похороны. Детишек в летний лагерь.

Машинисты МЦК сообщили, что профсоюз согласовывает графики работы, в которых заложены переработки.

Повышение жизненного уровня своих членов (интересно, как?), о котором говорит г-н Никифоров, Устав Роспрофжел декларирует только шестым пунктом. Если исходить из положений закона, а не трактования задач Роспрофжела его лидером и восприятия этого союза работниками монополии, то картина складывается следующая.

Разочаровавшись в профсоюзе «официальном», помощник машиниста Алексей Мироненко организовал в депо Новокузнецк ЗСДТ первичную организацию Межрегионального профсоюза железнодорожников (МПЖ). Его уволили. Не защитил Роспрофжел машиниста Алексея Огневенко, которого уволили за участие в забастовке. Помог железнодорожнику лишь ЕСПЧ. На Западно-Сибирской дороге провели липовую оценку условий труда, повлекшую снижение размера оплаты труда. Роспрофжел молчал. Машинист Сергей Болтунов из депо Новосибирск ЗСДТ пытался заставить работодателя работать по им же утверждённым инструкциям. Итог – администрация включила репрессивную машину на всю мощь. Голоса профсоюза не слышно.

Машинисты МЦК сообщили, что профсоюз согласовывает графики работы, в которых заложены переработки . Как там было в Уставе Роспрофжел? «Контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде»? Чего-то факты с задачами профсоюза не увязываются. Такое положение, как нам известно, практически во всех депо сети дорог. И во всех депо Роспрофжел бездействует одинаково. Помощник машиниста Денис Крень из депо Комсомольск-на-Амуре в своём видеообращении рассказал об условиях труда в депо. Профсоюз стыдливо прикрыл глаза, а когда Денис обратил внимание на проблему, помочь отказался. Итог — минус один член. Не вступился председатель первички Роспрофжела за машиниста Сергея Гальскова из моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский, которого заставили написать заявление на перевод в помощники за то, что он не сообщил об открытом переезде.Восстановиться в должности помогла наша публикация, вынесшая случай на всеобщее обозрение.

«А где роль профсоюзов? За что им отчисляют деньги? Под ответ их вместе с руководством ФПК!»оценил участие Роспрофжела наш читатель в ответ на публикацию о письме проводника ФПК президенту страны с просьбой отменить повышение пенсионного возраста для этой категории работников.

Всё необходимое для реальной защиты прав работника в Уставе Роспрофжела есть.

Ещё один проблемный для работника монополии вопрос — т.н. «оптимизация». Мы много писали о ней, к примеру в этом материале или в этой статье. Много упоминаний об этом и в письмах наших читателей. Смысл один: обычное сокращение штатов при прежнем или бо́льшем объёме работы. Цитируем Николая Никифорова: «Позиция профсоюза — не соглашаться с увольнением работников до тех пор, пока работодатели не представят веских оснований. Например, внедрят новую технику, изменят технологию, станут использовать прогрессивные формы организации труда и производства. Недопустима практика повышения производительности труда исключительно за счёт сокращения штата». Кому верить — решайте сами. Мы верим своим глазам.

Будем объективны. В наших публикациях были и упоминания о профсоюзе в позитивном ключе. К примеру, в депо Дно профсоюз принял активное участие в организации музея. Помог профсоюз и в создании и функционировании музея в депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский. Музей депо в Великих Луках также организован при помощи профсоюза. Одна деталь: было это всё ещё при социализме, а подобная деятельность целью профсоюза не является.

Выходит, совсем всё плохо с достижением Роспрофжела своих целей? Нет! Есть ложка мёда в этой бочке дёгтя! Совсем недавно мы рассказывали о ситуации с соблюдением режима труда и отдыха в депо Хабаровск ДВОСТ Т. Председатель первички Роспрофжела К.С. Варфаламеев предъявил работодателю требование об устранении нарушений. Как ни крути, но этот пример из сообщений наших корреспондентов на сегодняшний день единственный, из которого видно, что профсоюз действует в соответствии со своими целями. Тем не менее, 12,5% респондентов (помните результаты опроса?) верят своим лидерам. Мы не можем с ними не согласиться: всё необходимое для реальной защиты прав работника в Уставе Роспрофжела есть. Нет желания идти против работодателя.

В чём же причина такого более чем печального положения дел? Помните, совсем недавно Роспрофжел очень активно рассказывал, какой замечательный Коллективный договор подготовлен и принят при его непосредственном участии? С мнениями работников и экспертов мы наших читателей знакомили. Давайте ещё раз заглянем в документ.

Оказывается, помещения первичкам предоставляются безвозмездно, а средства на культурно-массовую работу и зарплату председателей первичек берутся у работодателя. Теперь понятна запредельная активность топов Роспрофжела в продвижении документа. Помимо тех пунктов, на которые мы обратили внимание, раздел 9 Коллективного договора устанавливает и другие случаи, когда профсоюз безвозмездно пользуется материальными благами работодателя. Способен такой профсоюз встать к нему в оппозицию? Ответ очевиден.

В этой связи уместно ещё раз вспомнить уже упомянутую нами ст. 2 Закона о профсоюзах:

«Все профсоюзы пользуются равными правами!»

Можете себе представить, что ОАО «РЖД» предоставит материальные блага настоящему, «зубастому» профсоюзу на тех же условиях? Мы тоже. Истоки запредельной любви работодателя и Роспрофжела ясны. Обычная взаимная зависимость. Профсоюз помалкивает, а работодатель оплачивает молчание и силком загоняет работников в организацию, которая должна за ним же и присматривать. Паритет интересов.

Ну и для полноты картины — снова цитата из Закона о профсоюзах.

Есть ли из искусственно созданной ситуации выход? Безусловно. Известный с незапамятных времён: рыночные отношения и конкуренция. Работники будут скидываться своими взносами на зарплату председателя первички только тогда, когда будут видеть прок от его деятельности. Не хватит средств — будет он работать, как миленький, наравне со всеми, а профсоюзную деятельность вести на общественных началах. По мановению волшебной палочки закончатся командировки в курортные регионы по вопросу обеспечения отдыха членов профсоюза. Этот вопрос применительно ко всем работникам будет вынужден решать тот, кому и надлежит это делать: работодатель. Ну а у профсоюза останется только один путь: становиться настоящим защитником. Тогда и интервью лидера не будет восприниматься, как пиар на пустом месте.

Своим взглядом на проблемы Роспрофжела vgudok.com попросил поделиться генерального инспектора труда Союза профсоюзов России Сергея Храмова.

«Роспрофжел позиционирует себя, как консервативная организация, главной задачей которой является улучшение социально-экономического положения работников. Иными словами, это социальный отдел предприятия, ведущий переговоры с работодателем на условиях работодателя и по правилам работодателя. Например, профсоюз готов рассматривать вариант повышения заработной платы на уровне роста производительности труда за счёт частичного использования средств, высвободившихся в связи со снижением численности. Значит, «профкомычи» готовы сократить сотни и тысячи работников (из зарплат которых многие годы удерживается процент в кассу профсоюза), переложив работу уволенных на оставшихся. При этом они готовы согласиться и с очевидным в наших условиях: с тем, что только скромная часть сэкономленного достанется самим оставшимся работникам.

Это уже не говоря о том, что само по себе обсуждение вопроса о «повышении производительности труда» противоречит самой сути понятия «профсоюз». Профсоюз — это объединение людей, работающих по найму, т.е. продающих работодателю-нанимателю свою квалификацию, умноженную на их рабочее время, — рассказал наш собеседник.— А объединение наёмных работников в профсоюз своей важнейшей задачей ставит именно повышение цены этого произведения. Вследствие чего производительность труда является заботой исключительно для работодателя.

На ж/д транспорте процветает премиальная-депремиальная система оплаты труда.

Соцпакет, конечно, это хорошо, но есть и другие, и как мне кажется, более значимые проблемы: это в первую очередь заработная плата, которая оставляет желать лучшего как своим размером, так и, что самое страшное, на ж/д транспорте процветает премиальная-депремиальная система оплаты труда. А это означает, что за любое несогласие с позицией начальства, а к этой категории российские работники относят и «профкомычей» из Роспрофжела и ФНПР, простой машинист, ремонтник, проводник может лишиться половины зарплаты в виде лишения премии, т.е. не предусмотренного ТК РФ взыскания — депремирования. Именно эта, сохраняющаяся с советских времен (Постановление СМ СССР, ЦК КПСС и ВЦСПС № 1115 от 1986 года) премиально-депремиальная система з/п и является инструментом закрепощения работников на всех российских предприятиях.

Кстати, о соцпакете. Как известно, в коллективных договорах и соглашениях Роспрофжела говорится о соцпакете, финансируемом из прибыли РЖД или «дочек». А прибыль, что не менее общеизвестно, это разность между доходом и расходами, в том числе и как раз на заработную плату. Таким образом, требование профсоюза об увеличении соцпакета автоматически означает согласие на снижение з/п… При молчаливом согласии профсоюза, а то и благодаря прямой поддержке работодатель увеличивает время непрерывной работы работников локомотивных бригад, то есть увеличивает плечи обслуживания, в результате чего рабочее время доходит до 12 часов, что можно сравнить с дальнобойщиками (4 часа и отдых). Повсеместно не соблюдается режим междусменного отдыха, работников вынуждают в своё личное время проходить всевозможные инструктажи, совещания. А «профкомычи» Роспрофжела при этом поддакивают, иногда отмалчиваются. Забывая при этом, что задачей профсоюза является защита интересов работника, а не «вхождение в положение» работодателя. При таком подходе Роспрофжел обречён быть придатком работодателя».

Мы поздравляем Роспрофжел с грядущей юбилейной датой, и желаем этому общественному объединению возродиться из пучины верноподданичества и стать той силой, в поддержку которой работник сам захочет отчислять членские взносы.

Владимир Максимов

vgudok.com

Предыдущая запись
Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписаться по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях.

Присоединиться к еще 14 подписчикам