Аманатовский Мажилис и правительство делают вид, что идут на уступки рабочим в деле проведения забастовок

В среду 21 декабря во втором чтении в Мажилисе был принят проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики по упрощению порядка разрешения трудовых споров и конфликтов». Это представляется властями как упрощение порядка разрешения трудовых споров и конфликтов.

Хотя всё это подаётся как упрощение процедуры организации переговоров, усиление института согласительных комиссий, трудового арбитража и роли профсоюзов. В действительности этот ход может стать попыткой еще сильнее привязать трудовые коллективы к этим решениям арбитражей и согласительных комиссий, тем самым отказавшись от забастовок как средства борьбы за свои классовые интересы.

— Совершенствуется порядок формирования и деятельности согласительных комиссий. Председатель комиссии лишается решающего голоса. Сокращаются сроки создания трудового арбитража и рассмотрения им трудовых споров. Уточняются нормы по проведению часовой предупредительной забастовки с учётом ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 176 Трудового кодекса. Из Трудового кодекса исключаются нормы по приостановлению деятельности профсоюза в целях надлежащего обеспечения защиты трудовых прав работников в ходе рассмотрения трудовых споров, — говорится в сообщении Мажилиса, распространённого для СМИ.

Всё это выставляется как уступка трудовым коллективам, которые доказали, что и без профсоюзов, и без участия в арбитражах и согласительных комиссиях, принимающие решения против них, они способны на проведение крупномасштабных акций протеста без видимых организаций. Теперь еще в правительстве лелеют надежду навязать рабочим еще сверху и свои мёртвые продажные профсоюзы, поэтому усиливают якобы их права.

При этом зарегистрировать свои профсоюзы по действующему закону «О профсоюзах» чрезвычайно трудно. Поэтому речь идёт именно о карманных объединениях, которые должны будут поставить под контроль действия рабочих, подчинив их интересам работодателей и властей.

И главная задача заставить рабочих всё равно сесть за стол переговоров прежде чем идти на забастовку. Это не скрывают и сами депутаты от экс Нур-Отана. Так, парламентарий Екатерина Смышляева отметила, что необходимость разработки такого законопроекта появилась из-за роста количества проводимых в стране с начала года акций и забастовок рабочих. По ее словам, большая часть инцидентов происходит, минуя этап переговоров, в результате все они признаются незаконными.

— Законопроектом закрепляется обязанность работодателя предоставлять помещение для собраний. Их организация станет проще и доступнее. Решение о проведении забастовки можно будет принимать не 2/3, а простым большинством, при этом также сокращается кворум конференции. Вводится понятие «часовая предупредительная забастовка», — сообщила 7 декабря 2022 года Екатерина Смышляева, перечислив нормы, предусматривающие упрощение процедуры организации забастовок.

Конечно, послабления в процедурных вопросах подготовки забастовок являются положительным моментом, но упор делается именно на предупредительных забастовках, чтобы не допустить развития масштабного забастовочного движения и длительной остановки производства в добывающем секторе. Расчёт строится на то, что путь вся протестная энергия уйдет на предупредительные забастовки, тогда как потом рабочие увязнут в вопросах согласования настоящих забастовках. Тем более, что работодатель и местные спецслужбы вполне выявят зачинщиков и активистов и вовремя их нейтрализуют.

При этом срок в 40 дней на проведение забастовки никуда не девается. При этом в состав арбитражей включают представителей трёхсторонних комиссий из числа чиновников акиматов, представителей официальных, то есть провластных профсоюзов и опять же представителей союзов предпринимателей, которые однозначно будут на стороне работодателей и выступать против рабочих.

Поэтому надо рассматривать эти поправки в Трудовой законодательство как ничего реально не меняющие в раскладе сегодняшних трудовых отношений, права трудовых коллективов при этом не увеличиваются, а по времени сроки согласования забастовок не меняются. Предупредительные забастовки кроме как высвечивание актива и предупреждения властей ничего трудящимся также не дают.

В этой ситуации необходимо требовать полной отмены дискриминационных пунктов, ограничивающих права рабочих на проведение забастовок, отмены срока в 40 дней, и вмешательства трёхсторонних комиссий в трудовые конфликты на стороне работодателей. Это подразумевает и отмену антирабочего закона «О профсоюзах», принятого Назарбаевым после событий в Жанаозене и в нарушение положений и конвенций Международной организации Труда.

Предыдущая запись
Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписаться по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях.