О необходимости Концепции социального государства как ориентира для профсоюзов и гражданского общества

Наше общество  приходит к пониманию, что за последние три десятка лет  Независимого Казахстана были  допущены огромные просчеты в развитии экономики и  социальной сферы. В то же время, Казахстан, в  первой  статье своей Конституции, утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Поэтому понятно, что именно в последовательной реализации  положений этой статьи четче и быстрее обозначились бы контуры Нового Казахстана, заявленного Президентом страны.

При этом, роль профсоюзов, призванных защищать права и интересы трудящихся, и других организаций гражданского общества  огромна. В этом отношении, большая поддержка деятельности общественных организаций  обозначена в Послании Президента РК «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации»,  затрагивающий  все области общественной жизни и многие его положения обращены в сторону активизации гражданского общества.

Более того, по нашему мнению, активное включение профсоюзов и других общественных организаций в выполнение положений  Послания, способствовало бы скорейшему   продвижению  важной  задачи – к более полной  реализации  первой статьи Конституции РК. К примеру,  давно существует ситуация,  когда, несмотря на наличие  статьи 24 в ЗРК «О профессиональных союзах»  об участии профсоюзов в формировании социальной политики государства, тем не менее,  размеры таких важных социальных показателей как прожиточный минимум,  минимальная заработная плата и пенсий до сих ежегодно утверждаются законодательно  без обсуждения с профсоюзами.

В связи с этим, отмечаем, что в создании Нового Казахстана  интересы профсоюзов, общественных организаций и государства   совпадают в части утверждения демократического, правового и социального государства. Так, утверждение демократического государства является непременным условием существования и эффективной деятельности самих  профсоюзов как независимых от госорганов и работодателей общественных организаций. В то же время, без справедливых  законов и актов госорганов невозможно построение  Нового Казахстана.

Что касается понятия «социальное государство», обозначенного в первой статье Конституции, то в его определении  многие эксперты склоняются к тому, что  это современный тип демократического, правового  государства с рыночной экономикой, основанного на развитии наукоемких отраслей промышленности, образования и науки с  ярко выраженной политикой социальной направленности.               К сожалению, в Казахстане понятие «социальное государство» не получило широкого распространения в обществе, своего системного изучения или исследования, не считая единичных случаев. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении трех десятков лет после принятия действующей Конституции, не были предприняты даже  попытки  разработать  Концепцию социального государства,  в то время как в западных странах она успешно реализована, а в  России такая Концепция разработана еще два десятка лет назад.

Как объясняют сами чиновники, в Казахстане и так имеется множество принятых программ и планов социальной направленности, которых нужно реализовывать. Но тогда по аналогии можно задаться вопросом: «Если имеется множество законов, зачем нужна Конституция?»   Дело еще в том, что за фасадом этих программ и планов общественным организациям и гражданам не видны приоритеты социальной политики государства и динамика их развития, то есть все завуалировано и поэтому можно предположить, что чиновникам такая ситуация вполне удобна.

В этом отношении, действующий с этого года Социальный кодекс РК, является законодательным актом, лишь объединяющим в определенном порядке десятки законов и сотни подзаконных актов, то есть норм права, регламентирующие социальную сферу, что удобно для граждан. В то время как потребность в такой Концепции диктуется необходимостью теоретического осмысления связанных с этим проблем, создания методологической основы, которая могла бы оказать помощь в практической деятельности органам государственной власти в центре и на местах, профсоюзам и общественным организациям, а также субъектам социального партнерства в реализации норм первой статьи Конституции.

Огромное значение имеет осмысление таких проблем как признаки социального государства, критерии для его оценки, приоритеты в решении социальных задач, социальная ответственность государственных органов, бизнеса и  т.д. Поэтому наличие такой Концепции могло бы внести   большее понимание профсоюзами и общественными организациями   приоритетов проводимой социальной политики по мере развития социального государства.

Построение социального государства, с присущими ему социальными стандартами, предполагает наличие мощной и эффективной экономики на базе собственных природных, производственных и интеллектуальных ресурсов. Однако, как видно, прежним руководством страны этой достаточной экономической основы не было создано.

Не этим ли объясняется умалчивание чиновниками на протяжении трех десятков   лет  такого важного понятия как «социальное государство», обозначенного в Конституции страны?                         Как ни странно, такая ситуация похожа, прежде всего, на конфликт интересов государства и чиновников. Иначе, как объяснить ситуацию, когда государство имеет все необходимые природные, материальные и интеллектуальные ресурсы для создания комфортных условий для проживания своих граждан на уровне развитых стран,  а чиновники не  проявляют необходимой политической воли для ее реализации. Создается впечатление, что у них другие интересы или они до сих пор не созрели до гражданского понимания интересов собственного государства и общества.

Сложившаяся ситуация указывает на  важность наличия такой Концепции как ориентира для профсоюзов и общественных организаций гражданского общества  при обсуждении законов и актов государства и Правительства  социальной направленности,  в защите социальной политики и ее социального наполнения.

В целом, это должно способствовать повышению качества жизни каждого казахстанца и ускорению  в создании Нового Казахстана. Поэтому мы предпринимаем меры по разработке такой Концепции специалистами и ее обсуждению уполномоченным органом.

Марат Молдабеков

Председатель   профсоюза работников науки, инновационных и образовательных организаций

Предыдущая запись
Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписаться по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях.